yalike

Классификация дизартрии: по каким критериям разделяют заболевание?

По большому счету, классификация дизартрии, которая принята многими врачами по всем мире, подразумевает всего три основных критерия, за счет которых и происходит разделение форм заболевания.

Первый критерий заключается в принципе локализации. Классификация, основой которой является данный принцип, в логопедии считается наиболее распространенной, как в нашей стране, так и в странах Европы и США. Она была сформирована с учетом неврологического подхода, который основывается на уровне локализации поражений двигательного аппарата речи больного. В данной классификации выделяется пять различных форм заболевания:

  • Корковая;
  • Экстрапирамидная (подкорковая);
  • Бульбарная;
  • Псевдобульбарная;
  • Мозжечковая.

Именно с помощью этой классификации дизартрии устанавливается диагноз в большинстве отечественных больниц. Подход традиционный и проверенный временем.

Второй критерий заключается в синдромологическом подходе. На основе этого подхода принято выделять следующие формы заболевания:

  • Спастико-атактическая;
  • Спастико-гиперкинетическая;
  • Спастико-ригидная;
  • Спастико-паретическая;
  • Атактико-гиперкинетическая.

Синромологический подход указывает на том, что за счет распространенных поражений мозга у детей с ЦП (церебральный паралич) в чистом виде дизартрия встречается достаточно редко и является скорее исключением, чем правилом. Как правило, в этом случае дизартрии носят смешанный и комплексный характер.

Ввиду того, что в основе этой классификации находится довольно тонкая дифференциация разнообразных неврологических симптомов (ригидность, атаксия, гиперкинез, спастический парез), то данная классификация логопедом проведена быть не может. Следует обязательно иметь на руках заключение врача-невропатолога об общем характере двигательных расстройств больного. В больницах и клиниках, где логопед и невропатолог работают совместно, принято использовать именно такую классификацию дизартрии.

Третий критерий – уровень понятности речи больного для окружающих людей:

  • Первая степень – наиболее легкая степень, когда различные нарушения звукопроизношения могут быть выявлены врачами и специалистами только при проведении обследования. Как правило, ни ребенок, ни родители не подозревают о проблемах со звукопроизношением в течение долгого времени;
  • Вторая степень – определенные нарушения в звукопроизношении заметны каждому окружающему человеку, который общается или слышит ребенка. В этом случае, несмотря на заметные нарушения, речь для окружающих вполне понятна;
  • Третья степень – речь ребенка понятна исключительно близким ребенка (родителям, друзьям, родственникам – тем, кто часто с ним общается) и, возможно, лишь частично окружающим людям;
  • Четвертая степень – наиболее тяжелая. Речь непонятная даже родителям или она отсутствует вовсе.

Классификация используется достаточно часто, прежде всего, ввиду своей простоты. Кроме того, очень полезна в диагностике.