yalike

Бульбарная дизартрия. Псевдобульбарная дизартрия и три степени её проявления

Псевдобульбарная и бульбарная дизартрия – это формы одного и того речевого отклонения.

Если у ребёнка присутствует частичный или полный  паралич лицевых мышц, а так же паралич голосового аппарата, то смело можно говорить о бульбарной дизартрии. Эта форма дизартрии напрямую связана с зоной продолговатого мозга. Именно в этой зоне расположены центры  нервов, контролирующих мышцы лица и голосового аппарата. Это языкоглоточный нерв, блуждающий нерв, подъязычный нерв. Для детей с бульбарной дизартрией  является  характерной невнятность речи, а свободное прохождение воздуха в носовую полость создаёт ощущение сонорного произношения звуков, то есть такие дети говорят, что называется «в нос».  Бульбарная дизартрия является частым спутником опухолевых заболеваний головного мозга.

Но, в жизни чаще всего встречается другой вид дизартрии – псевдобульбарная дизартрия. Этот вид дизартрии развивается на фоне инфекционных поражений головного мозга, а так же может являться следствием кислородного голодания в перинатальный период или в раннем детстве. Поражение отделов головного мозга при псевдобульбарной дизартрии  будет весьма ограниченным. Эта форма называется псевдобульбарной потому, что по своим признакам напоминает бульбарную дизартрию, но значительно легче поддаётся коррекции. При псевдобульбарной форме дизартрии дети сохраняют структуру речи, они правильно выделяют ударный слог, но на стыке нескольких гласных или согласных могут пропускать или заменять звуки.

В псевдобульбарной дизартрии выделяют три степени.

Первая степень – лёгкая. Для неё характерны незначительные нарушения. Дети с трудом выговаривают шипящие и рычащие звуки, такие как  ж,ш,р,ц,ч. При письме такие дети могут заменять одни буквы  на другие. Нарушений слуха у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии не наблюдается. При правильной коррекции, которая длится от нескольких месяцев до двух лет, они могут посещать общеобразовательную школу.

Наиболее распространённой является средняя степень тяжести псевдобульбарной дизартрии. У детей с этой степенью отклонения практически отсутствуют мимические движения. Язык двигается плохо, дети испытывают трудности с пережёвыванием  и  проглатыванием пищи. Речь таких детей невнятная, они говорят «в нос», у них пропадают звуки в конце слова и на стыках согласных. Иногда они при письме могут пропускать даже гласные. Обучение в общеобразовательной школе для них невозможно, так как  они слабо воспринимают учебный материал. Таким детям показано обучение в специализированных логопедических школах, а в дошкольном возрасте обязательно посещение логопедической группы.

Третья и самая тяжёлая степень дизартрии называется анартрия. При этом состоянии у детей полностью отсутствуют какие-либо мимические движения, а так же подвижность мускулатуры речевого аппарата. Этих детей можно определить по внешнему виду – нижняя челюсть у них отвисает, а язык остаётся неподвижным. Естественно, что речь при такой патологии невозможна. Временами они могут произносит только нечленораздельные звуки. Этот вид дизартрии чаще всего сопровождают различные нарушения умственных способностей, что вполне естественно, ведь интеллект человека развивается на основе речи. Такие дети нуждаются в серьёзном комплексном лечении, а посещать речевую школу могут только в том случае, если интеллект не сильно нарушен.