yalike

Дислалия у детей и взрослых — причины появления

Правильная, грамотная и четкая речь – один из показателей гармоничного развития личности.

ДислалияОднако овладеть языком, усвоить все нормы и правила звукообразования – задача очень сложная, которая постепенно выполняется в течение первых нескольких лет жизни ребенка.

 

Однако же нередки случаи, когда у ребенка выявляются некоторые отклонения в звукопроизношении. В логопедии нарушения произнесения звуков, не связанных с отсутствием или ослаблением слуха или каких-то неврологических отклонений, называют дислалией ( от греч дис – нарушения, лалия – речь).

По своей этиологии выделяют два основных вида дислалии – механическую (или органическую) и функциональную (приобретенную).

Механическая дислалия – исправляем аппарат.

При механической дислалии нарушения речи вызваны какими-либо дефектами строения речевого аппарата (либо недостаточным его развитием). Чаще всего это:

  • укороченная подъязычная уздечка;
  • неправильный прикус – слишком выдвинутая вперед верхняя или нижняя челюсть, большие промежутки между зубами (спереди или по бокам);
  • отсутствие некоторых зубов (вследствие неправильного их развития, полученной травмы или возрастных особенностей);
  • особенности строения неба – слишком высокое и узкое, или наоборот, низкое и широкое;
  • форма и подвижность языка (широкий и большой либо слишком маленький и узкий).

То есть ребенок (и взрослый также) не может воспроизвести нужный звук технически. Если есть возможность эти дефекты устранить, то нужно это сделать. Короткую уздечку, несоразмерный язык можно изменить с помощью специального комплекса упражнений – артикуляционной гимнастики, которую может показать любой логопед. Что касается неправильного прикуса, то здесь поможет врач стоматолог-ортодонт – специальные скобы и пластинки выправляют различные дефекты челюсти.

Функциональная дислалия – закрепляем новые образцы

Функциональная дислалия обусловлена другими причинами, а именно неправильно закрепленными образцами речи. Это полностью влияние среды. Чаще всего – это сердобольные бабушки, которые в прямом смысле сюсюкаются с ребенком и от своей чрезмерной любви коверкающие слова и звуки. Ребенок запоминает именно такие формы слов (воспринимая их, впрочем, как и все остальное, как неподдающуюся сомнениям истину) и впоследствии именно так их и произносит.

Это умиляет, когда так говорит двухлетка, но такое закрепленное произношение сохраняется и в дальнейшем. И становясь старше, ребенок не понимает, почему то, что раньше было правильным, вдруг становится другим.

Возможно, что ненормативные формы звуков передаются ребенку теми людьми, которые сами не могут их воспроизводить (косноязычие, заикание и другие нарушения у людей, непосредственно общающихся с ребенком).

Еще один случай приобретения функциональной дислалии – это деградация речевых навыков, когда ребенок попадает в среду детей, либо младших по возрасту, либо просто хуже говорящих (если их много, например, в детском саду, то вероятность такого отката назад намного выше). При обоих видах дислалии – и функциональной и механической происходит замена звуков более простыми для воспроизведения. Наиболее распространенными являются сложности с такими звуками как

  • р и р’
  • л и л’
  • ш, ж
  • к, к’
  • г, г’

Формы дислалии.

Чтобы более эффективно провести лечение и коррекцию, нужно знать, как технически происходит воспроизведение звуков речи. Специалисты выделяют несколько основных форм дислалии, которые указывают на различные причины и механизмы неправильного артикуляционного процесса:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую,
  • артикуляторно-фонетическую.

Акустико-фонематическая дислалия вызвана неспособностью улавливать (слышать и соотносить) отдельные фонемы. Здесь речь идет о недостаточной развитости фонематического слуха (при этом в целом слух нормальный). Не выделяя фонему в звучащей речи, ребенок заменяет ее наиболее похожей.

Артикуляторно-фонематическая дислалия наблюдается у тех, кто все понимает, как надо сказать, но технически не может это воспроизвести. Чем ребенок младше, тем чаще это явление встречается. Нужный звук заменяется другим – тем, который легче произнести. Иногда в период освоения новых звуков можно услышать то правильное, то неправильные звучания.

И третья форма — артикуляторно-фонетическая – говорит о том, что искажается сам способ произнесения звука, звук становится более или менее похож на нужный. Те, кто слышит слова с такими звуками, легко понимает, о чем идет речь.

В период развития речи исправить эти дефекты проще, чем во взрослом возрасте, поэтому если у ребенка есть одна из описанных здесь проблем, не стоит затягивать поход к логопеду. Красивая и правильная речь – это также и уверенность самого ребенка, и залог его успешного обучения в школе.