yalike

Ребенок нечетко говорит — возможно, у него дислалия

Дислалией (от греч. dys – нарушение и lalia – речь) называют нарушения произношения отдельных звуков речи или их сочетаний путем замены неудобопроизносимых звуков другими.

 

ДислалияПо причинам возникновения выделяются два основных вида дислалии – механическая и функциональная. Механическая (или органическая) дислалия обусловлена особенностями строения речевого аппарата, такими так:

  • укороченная уздечка языка;
  • толстый и большой язык;
  • маленький и узкий язык;
  • высокое узкое (готическое) или же наоборот слишком низкое нёбо;
  • неправильный прикус, при котором звукообразование отдельных фонем становится сложным либо, в некоторых случаях даже невозможным;
  • слишком выдвинутая вперед верхняя или нижняя челюсть, щель между зубами или между челюстями;
  • иногда также на невозможность произнесения звуков влияет слабость воздушной струи, необходимой для образования особенно сложных для детей звуков – р и р’.

 

Что делать.

Чаще всего при механической дислалии логопед рекомендует по возможности устранить дефект, например, исправить прикус у стоматолога-ортодонта. Лучше всего это делать в возрасте 5-6 лет, когда суставы наиболее гибкие. Относительно короткой уздечки языка можно встретить два противоположных подхода – разрезать уздечку оперативным путем, либо растягивать с помощью упражнений и тренировки языка. Иногда уздечку подрезают в очень раннем возрасте – грудничкам, что, однако, не гарантирует гибкой подъязычной связки в дальнейшем. В некоторых случаях рассечение без последующей тренировки языка может дать обратный эффект – уздечка срастется заново и на ней может образоваться узелок, который делает ткань уздечки еще более тугой.

Возможность произнесения всех звуков формируется у ребенка к 4-5 годам, раньше этого времени нельзя требовать от ребенка правильного произнесения (если до этого у него самопроизвольно звук не присутствовал). Но и откладывать посещение логопеда тоже не стоит. Если вы заметили, что у ребенка слабо двигается язычок, не очень подвижны челюсти, то занятия не стоит откладывать на более долгий срок. В любом возрасте можно начинать делать упражнения для развития речевого аппарата – так называемую артикуляционную гимнастику. Самые простые упражнения можно превратить в игры — облизать варенье с блюдца, состроить гримасы, подвигать в разные стороны язычком.

Если с речевым аппаратом все в порядке, а проблемы со звуками есть, возможно, налицо функциональная дислалия.

Причинами функциональной дислалии являются неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком – «моя холёсая, давай колготоськи наденем». Такая манера закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится.

Часто встречается ситуация, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс – пропадают не только уже усвоенные звуки, но и целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, такие как косноязычие, заикание, торопливость, и не могут правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с закреплением правильного образца.

Еще одним фактором, который может послужить причиной неправильного произношения у детей может стать раннее изучение иностранного языка (в билингвальных семьях, например), когда фонетические особенности двух языков смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам.

Одной из частых причин дислалии называют «педагогическую запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в его речи. Что делать? Для того чтобы исправить нарушения, вызванные функциональной дислалией, ребенку необходимо как можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка должна быть соответствующая среда – другие взрослые, логопед. Хорошую поддержку в этом случае могут оказать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых можно считать образцом. Более точную программу по исправлению звуков сможет подобрать врач-логопед.