yalike

У ребенка дислалия? Как определить причину и чем помочь

Дислалия – одно из самых распространенных отклонений в логопедии, встречающееся у детей и взрослых.

В переводе с греческого дислалия так и означает – «нарушения речи», а специалисты определяют ее как «отклонения от норм произношения отдельных звуков или их групп с сохранением слуха и нормальной иннервации».

 

Причиной дислалии могут быть, во-первых, особенности строения речевого аппарата, которые препятствуют нормальному воспроизведению звуков речи, а во-вторых, неправильное усвоение норм языка и речи из окружающей среды.

Выделяют следующие виды дислалии:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую,
  • и артикуляторно-фонетическая дислалию.

Для неспециалиста такие термины скорее запутают, нежели дадут понимание, что же это такое, а самое главное, как изменить произношение в лучшую сторону. Давайте попробуем вместе разобраться.

«Я слышу, но не все и не всегда»

Такой фразой можно объяснить механизм действия акустико-фонематической дислалии. В этом случае человек в услышанной речи не может идентифицировать некоторые отдельные звуки, то есть не происходит понимания, что в слове нужно произносить, например, «р» или «ж». Часто, чтобы определить имеет ли место именно этот вид нарушений, логопед просит ребенка сделать какое-то действие (хлопнуть в ладоши), когда будет слышен этот звук в ряде слов. Вы самостоятельно можете провести подобное исследование.

Такое нарушение речи обусловлено нарушениями именно фонематического слуха, без которого невозможно овладение речью. Те звуки, которые остаются для ребенка как бы глухими, он может либо совсем пропускать (тогда это будет уже алалия), либо, что происходит гораздо чаще, заменять близкими по звучанию. К счастью, фонематический слух не связан напрямую с физиологическим слухом, и его можно и нужно развивать. В этом помогают различные скороговорки и чистоговорки, например такие:

«РА-РА-РА,
За двором у нас гоРА»
«ЛО-ЛО-ЛО
Кошке с котиком тепЛО»

Взрослому, который чаще всего общается с ребенком, следует чище и внятнее говорить самому, чтобы все звуки были хорошо и четко слышимы и различаемы ребенком.

«Все понимаю, но не могу сказать»

Если с фонематическим слухом все в порядке, то, скорее всего, трудности связаны с невозможностью правильно технически воспроизвести тот или иной звук. В специальной литературе речь идет о нарушениях в моторном процессе образования речи. Сложнопроизносимый звук может заменяться более простым, например, возможные варианты – «р» на «л», «ш» на «с», «к» на «т».

В этом случае мы имеем дело с артикуляторно-фонематической дислалией. В сознании и на рефлекторном уровне нет правильного образца выстраивания соответствующей звуку позиции речевого аппарата. Проще говоря, язык не ставится туда, куда нужно, а снова и снова занимает привычную позицию. Коррекция такого дефекта направлена на выработку новых навыков, тренировку мышц языка, если не получается произнести сразу тот или иной звук. Если же навык произнесения звука есть, но еще не отработан, то могут возникать моменты, когда звук в одном случае может быть произнесен, верно, в другом – наблюдается замена звука, либо отсутствие такового. Например, в начале слова — четко, в середине – с искажениями.

При этом замена может носить частичный характер, когда звук похож на исходный, но все же, не совсем такой. Как иллюстрация этого явления — картавость, когда «р» произносится не четко. Те, кто слышит такие подмены в звукопроизношении, легко понимают речь и могут без особого труда (если дефектных звуков в целом не так много) их идентифицировать.

Практически все дети проходят такие этапы в освоении родного языка, когда в течение какого-то времени могут присутствовать и правильный вариант (родители и сам ребенок часто радуются, когда получается произнести новый, долго не получавшийся, звук) и старый редуцированный (упрощенный) либо замененный звук.

Задача родителей – помочь ребенку закрепить новую фонему и правильный способ ее произношения. Больше всего трудностей возникает с переднеязычными невзрывными звуками – их воспроизведение требует тонкой моторики артикуляционного аппарата. Для развития этой моторики существует специальная артикуляционная гимнастика в виде забавных игровых действий язычком, губами. Эта гимнастика, а также упражнения для мелкой моторики рук, рекомендуются всем детям без исключения – она не только позволят лучше владеть языком в прямом смысле, но и способствуют общему развитию ребенка, воздействуя и на кору головного мозга.

Если же родители самостоятельно не смогли помочь ребенку, то не стоит откладывать визит к логопеду. Обычно хватает нескольких регулярных занятий, чтобы привести речь ребенка в норму. Если же все пустить на самотек и не помогать ребенку, то в дальнейшем это может привести не только к проблемам с дикцией, но и с письменной речью.